Идеи Вернадского актуальны на века

Москва и Санкт-Петербург, Чебоксары и Иваново, Уфа и Екатеринбург, Италия, Словакия, Китай, Кипр, Конго, Арабские Эмираты — такова география международной научно-практической конференции «Наука и образование для устойчивого развития экономики, природы и общества», объединившей последователей идей В. Вернадского, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Научный форум, состоявшийся на базе Тамбовского государственного технического университета, по сути, стал кульминацией праздничных торжеств по случаю юбилея выдающегося учёного, жизнь и научная деятельность которого были неразрывно связаны с Тамбовщиной.

О том, как складывалась жизнь Вернадского на Тамбовщине, участники конференции узнали из документального фильма, созданного творческим коллективом под руководством заслуженного работника культуры РФ В. Геращенко. Использованные в нём редкие архивные фотографии и кадры кинохроники, чередующиеся с современными видами восстановленной из небытия Вернадовки, позволяют не только понять тонкую натуру учёного и широкий спектр его научных предпочтений, но и то, что в своих трудах он намного опередил время, в котором жил.

О провидческом даре Вернадского, проявившемся практически во всех его работах, на пленарном заседании конференции говорил и советник Президента РФ по вопросам изменения климата, почётный президент Всемирной метеорологической организации А. Бедрицкий. По его словам, учёный почти сто лет назад предвидел проблему дефицита энергии, необходимость замещения угля альтернативными источниками.

Будучи основоположником биохимии, биогеохимии, аналитической минерологии, Вернадский также внёс большой вклад в почвоведение, гидрохимию, кристаллографию, дав пищу для размышлений тысячам учёных. Участвуя в работе полярной комиссии, созданной при академии наук в начале XX века для координации исследований по проблемам флоры, фауны и почвы в северных районах России, он открыл миру арктические территории. С тех пор к ним и приковано внимание исследователей.

Также и с водой. Заинтересовавшись однажды, Вернадский долгие годы посвятил её изучению. Этот аспект научного наследия учёного был наиболее полно отражён в докладе руководителя Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии РФ М. Селивёрстовой.

— Человеку необходимо жить в согласии с природой, — такой вывод, опираясь на исследовательский опыт и энциклопедические знания, сделал в своё время Вернадский. К сожалению, мы до сих пор не можем достичь этой гармонии, решить экологические проблемы, которые нарастают, как снежный ком. Возможно, именно сегодня общество как никогда нуждается в изучении и переосмыслении выдающегося системного наследия Вернадского, в противном случае экологические проблемы, обострившись, неминуемо приведут к экономическому кризису, — подытожила М. Селивёрстова.

В продолжение темы председатель национальной аудиторской палаты, член комиссии по разработке научного наследия академика Вернадского при президиуме Российской академии наук К. Степанов акцентировал внимание научной общественности на той всеобъемлющей работе, которую провели руководство Тамбовской области, природоохранные организации, учреждения высшей школы по сохранению наследия Вернадского и популяризации его идей. В торжественной обстановке юбилейные ордена и медали, учреждённые неправительственным экологическим фондом имени В. Вернадского, были вручены губернатору О. Бетину, вице-губернаторам Н. Перепечину и С. Чеботарёву, почётному гражданину Тамбовской области А. Ледовских, начальнику управления по охране окружающей среды и природопользованию области Н. Петровой, начальнику управления лесами области Н. Пономарёву, и. о. ректора ТГТУ С. Дворецкому, заведующему кафедрой «Природопользование и защита окружающей среды» ТГТУ Н. Попову, профессору М. Дробжеву, директору Тамбовского областного краеведческого музея А. Чиликину. Наблюдая за возрождением фамильного имения учёного в Вернадовке, К. Степанов предложил организовать на его основе инновационный образовательный центр экологического профиля.

Директор по исследованиям и развитию компании «Аквагаз» г-н О. Конио представил участникам конференции переведённую на русский язык книгу «Что мы знаем о воде?», написанную итальянскими учёными Фиориной де Новеллис и Клаудиа Лазанья. Она предназначена для детей 7—11 лет и может использоваться как учебное пособие, на что обратил внимание вернадоведов г-н Конио. Вручая издательскую новинку начальнику управления по охране окружающей среды и природопользованию области Н. Петровой, итальянский гость сообщил о решении своих коллег передать авторские права на публикацию книги тамбовскому техническому университету. А несколькими часами ранее с результатами совместного межвузовского проекта «Темпус» участников конференции ознакомил его координатор от университета г. Генуя (Италия) А. Мусайо. От него учёные узнали и о проекте «NETWATER», посвящённом подготовке магистров в области технологий управления водными ресурсами, тоже реализующемся на Тамбовщине, и в принципе отражающем философское мировоззрение Вернадского.

«Точки соприкосновения» учения Вернадского с современностью, проанализировав богатейший исторический материал, собранный в минералогическом музее имени А. Ферсмана, нашёл академик Российской академии естественных наук профессор В. Гаранин. А президент международной межпарламентской организации за сохранение климата, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы В. Шудегов подробно остановился на проблеме совершенствования нормативно-правовой базы экологического образования в нашей стране, что особую актуальность приобрело в связи со вступлением в силу с 1 сентября текущего года федерального закона «Об образовании».

— Слово «экология» встречается в нём всего один раз, поскольку теперь все вопросы, связанные с ней, передаются на уровень субъектов РФ, — пояснил одно из нововведений В. Шудегов. — К сожалению, из-за отмены на государственном уровне так называемого регионального (национального) компонента, в учебных программах резко сократилось количество часов, отводимых в том числе и на экологию. Общаясь с учителями из других регионов, я всегда с удовлетворением привожу в пример Тамбовскую область, где проводится экопросвещение школьников, где на уроках ребята знакомятся с богатейшим наследием В. Вернадского.

Насколько оно действительно обширно и многогранно, участники международной конференции смогли убедиться, побывав с экскурсией в доме-музее учёного, расположенном в деревне Вернадовка Пичаевского района.

…Мощёные камнем пешеходные дорожки, витиеватые фонари, освещающие липовую аллею, высаженную Вернадским, пруды, по берегам которых буйствует ароматное разнотравье — такой увидели фамильную усадьбу гости. К сожалению, дом, где Владимир Иванович некоторое время жил с семьёй, не сохранился. Десять лет назад он был восстановлен по архивным документам. Сейчас в нём размещается музей, новая экспозиция которого и была показана вернадоведам. Музейные работники, тщательно отбирая экспонаты для здешней коллекции, постарались предельно точно воссоздать не только дух той эпохи, но и образ учёного, этапы его жизненного пути. Центральное место в доме-музее, построенном, кстати, по эскизам самого Вернадского, отведено архивным материалам, иллюстрирующим то время, когда учёный был избран гласным Моршанского уезда и губернского земского собрания. Как минимум в течение двух лет — с 1891 по 1893 год — он проводил в имении метеорологические наблюдения, об этой стороне жизни Вернадского рассказал во время экскурсии советник Президента РФ по вопросам изменения климата, почётный президент Всемирной метеорологической организации А. Бедрицкий. Полученные данные Вернадский передавал в главную геодезическую обсерваторию, располагавшуюся в Санкт-Петербурге. Обширная коллекция экспонатов, представленных в доме-музее, регулярно пополняется благодаря сотрудникам мемориального кабинета-музея имени Вернадского в Москве, государственного архива Тамбовской области и частного музея С. Денисова.

Гости Вернадовки ознакомились с экспозицией музея и возложили цветы к бюсту учёного. Здесь же в торжественной обстановке встретились старший научный сотрудник исследовательской части Таврического национального университета имени Вернадского В. Лавров и ученик местной школы А. Фатеев, познакомившиеся несколько лет назад в фамильной усадьбе на закладке памятной аллеи. В. Лавров, будучи тогда министром образования Украины, проникся непростой судьбой парня и пообещал ему всесторонную поддержку. И слово своё сдержал. Окончив школу, Алексей теперь сможет поступить в вуз на льготных основаниях.

В рамках двухдневной конференции, организаторами которой выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, Неправительственный экологический фонд имени В. Вернадского, комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, ассоциация «Объединённый университет имени В. Вернадского», администрация Тамбовской области и ряд профильных управлений, состоялось десять заседаний тематических секций. Учёные заслушали более двухсот пятидесяти докладов, отражающих различные аспекты научного наследия В. Вернадского. Участники форума обсудили за «круглым столом» проблемы рационального природопользования и «зелёных технологий», создания мало- и безотходных производств, дискутировали о том, как защитить здоровье человека от природных и техногенных факторов, подняли широкий спектр правовых проблем экологии. Результаты их деятельности нашли отражение в четырёхтомнике научных трудов, изданном по итогам международной конференции. Кстати, участие в ней наравне с учёными на этот раз приняли и тамбовские школьники, выступившие с докладами, в том числе и на английском языке.

Тамбовская жизнь