Школа кадрового резерва науки ТГТУ

28 февраля в Тамбовском государственном техническом университете стартовал отбор студентов на третий поток Школы кадрового резерва науки.

Школа кадрового резерва науки была создана по инициативе ректора ТГТУ Михаила Краснянского и начала свою работу в марте 2022 года. Основная цель этого проекта – развитие кадрового потенциала вуза из перспективной молодежи.

Обучение в Школе для слушателей абсолютно бесплатно, все поездки и стажировки за пределами ТГТУ организуются за счет университета. При наборе слушателей проходит конкурс, который основывается на учете достижений студентов по математике и/или информатике – учитываются результаты ЕГЭ при поступлении в ТГТУ и/или промежуточной аттестации по дисциплинам математического и/или информационного блоков. В рамках обучения в Школе студенты получают дополнительные знания и практические навыки по трем модулям: «Математика», «Информатика и информационные технологии», «Английский язык». Обучающиеся Школы кадрового резерва науки при успешном освоении программ всех трех модулей могут рассчитывать на получение 10 баллов в личный рейтинг по образовательной деятельности при назначении повышенной государственной академической стипендии.

Ректор ТГТУ Михаил Краснянский рассказал, для чего он инициировал этот проект и когда ожидает получить от него первые результаты:

"На сегодняшний момент, чтобы готовить высококвалифицированного специалиста для проведения научных исследований, вне зависимости от того направления, по которому исследование в дальнейшем будет идти, требуется определенный набор компетенций. И три из них являются сквозными практически для всех отраслей. Это глубокое знание высшей математики и всех вопросов, которые связаны с решением задач математического моделирования, оптимизации процессов, расчетной составляющей, статистической обработки. Второе направление - современные информационные технологии от разработки программного обеспечения под решение конкретных научно-исследовательских задач до использования программного обеспечения с пониманием того, каким образом осуществляются те или иные расчеты и реализуются функции этого ПО. И третье - это английский язык, чтобы свободно читать специализированную литературу по различным направлениям с акцентом на академическое письмо, на использование специализированной научной лексики. Эти три направления мы хотели усилить у ребят, которые имеют первоначальный интерес к научно-исследовательской работе.

Что касается первых результатов, то однозначно это долгосрочный проект. Мы прекрасно понимаем, что ждать серьезных результатов через полтора-два года после запуска проекта невозможно. Хотя сегодня мы уже можем сделать первые выводы о правильности выбранного направления по уровню подготовки ребят, которые прошли два года обучения, и по отзывам их преподавателей, которые у них сейчас ведут специализированный курс.

Первой реперной точкой проекта, по моему мнению, будет успешность защиты кандидатских диссертаций выпускников Школы кадрового резерва. Здесь можно будет оценить, во-первых, сколько человек из выпускников Школы пошло в науку, и чего они смогли добиться на первом этапе. Есть еще ряд промежуточных результатов: какие стипендии, гранты они получают уже сейчас, каких результатов добьются в этом на старших курсах, будучи аспирантами. Хорошим индикатором для оценки будет место их трудоустройства и динамика карьерного роста на предприятиях и организациях по направлениям работы. Совершенно не обязательно, что весь выпуск пойдет в аспирантуру в наш университет. Нам важно понять, какая динамика их кадрового роста будет  в первые 5-7 лет после окончания университета".

Своими впечатлениями поделились первые слушатели Школы кадрового резерва науки ТГТУ.

«Я попала в Школу Кадрового Резерва Науки на первом курсе, по результатам первой сессии, которую сдала на отлично. Тогда Школа была ещё пилотным проектом, и ни у кого не было ясного видения, по какому вектору она будет развиваться. Однако уже тогда мне показалось, что образование в области научных исследований будет полезным дополнением к моей основной специальности. За два года обучения в ШКРН я неоднократно убедилась в правильности своего решения. Такие дисциплины, как математический анализ, основы математического моделирования, информатика с углублением в web-разработку, data-аналитику, нейросети, 3D-моделирование, мастер-классы по реверс-инжинирингу, а также постоянная практика английского языка помогли мне найти для себя новые инструменты для научной работы. Школа позволяет студентам, желающим попробовать себя в научных исследованиях, глубже изучить области фундаментальной и прикладной науки. Для меня Школа кадрового резерва науки - это возможность получить углубленные знания, связанные с моей специальностью, поближе познакомиться с представителями других направлений подготовки, обмениваться полученным опытом в области научной работы и расширять свой горизонт познания», - рассказала студентка направления «Информатика и вычислительная техника» Светлана Неверова.

«Предложение пройти обучение в Школе кадрового резерва науки поступило мне во втором семестре первого курса. Я согласился, так как проявлял интерес к высшей математике и хотел получить более углублённые знания в этой области. На тот момент наука не входила в мою систему координат, и я воспринимал ШКРН, как дополнительное образование, однако по прошествии одного семестра, обучаясь на втором курсе, я получил предложение заниматься исследовательской деятельностью с научным руководителем. Постепенно погружаясь в научную среду, я стал находить применение изученному материалу в рамках таких дисциплин, как математическое моделирование, уравнения математической физики. Также невероятно полезными стали начальные навыки программирования и изучение английского языка. В Школе кадрового резерва науки я смог больше узнать о специальностях, реализуемых другими кафедрами, познакомиться со студентами других направлений обучения, что также считаю очень полезным. Знания, полученные в ШКРН, помогают вне научной работы - в решении повседневных задач по моей основной специальности. Не все, даже самые важные темы, получается уместить в программу высшей математики или информатики в основном курсе, и поэтому Школа кадрового резерва науки — это отличный способ узнать что-то новое и закрыть пробелы в своём образовании», - рассказал студент направления «Электроэнергетика и электротехника» Алексей Уютнов.

«Обучение в школе кадрового резерва науки позволяет мне развивать свои профессиональные навыки и компетенции. Для меня это уникальная возможность углубить знания в своей научной области и получить доступ к актуальным исследованиям. Участие в таких программах способствует расширению профессиональных контактов и созданию сети связей в научном сообществе. Школа кадрового резерва науки предоставляет возможность получить знания у лучших преподавателей и получить обратную связь от них, что впоследствии может привести к нахождению научного руководителя в желаемой области развития. Также программа помогает определить свои научные интересы и в будущем выстраивать свой карьерный план. Участие в школе кадрового резерва науки способствует участию во Всероссийских научных конференциях, что является отличным способом укрепить свои академические достижения и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Безусловно, одним из важным преимуществом Школы является развитие своих лидерских способностей и улучшение навыков командной работы. Участие в Школе кадрового резерва науки способствует развитию критического мышления. Для меня это прекрасная возможность расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями и вдохновиться на дальнейшие научные достижения», - прокомментировал студент направления «Информатика и вычислительная техника» Дмитрий Побединский.

Помимо дополнительных занятий по высшей математике, ИТ-дисциплинам и английскому языку, слушатели Школы кадрового резерва науки регулярно посещают с экскурсиями различные научно-исследовательские организации, высокотехнологичные предприятия, как в Тамбове, так и в других регионах. Такие поездки организуются для поощрения слушателей и повышения их образовательного и профессионального уровня. Например, ребята уже выезжали на стажировку в наукоград Дубна (Московская область) в Объединенный институт ядерных исследований, были в Московском политехническом университете, посещали технопарк "Миэлта" в Тамбове, АО «Корпорация «Росхимзащита».

«Школа кадрового резерва направлена на то, чтобы выявить одаренных студентов, которые в будущем хотели бы связать свою жизнь с научной деятельностью или выйти за рамки университетской программы. Вуз заинтересован в том, чтобы ребята начали создавать свою карьеру в стенах университета, но даже если они пойдут работать на производство, то наш университет дал им для этого старт. Главная цель Школы – дать студентам те расширенные знания, которые они не получат в университетской программе. На данный момент, на третий набор, предварительное согласие на обучение дали 36 человек», - отметил декан факультета «Естественнонаучный и гуманитарный», куратор проекта Школа кадрового резерва науки Константин Самохин.